Какие технические решения позволяют шведской компании Atlet оставаться лидером
в сегменте внутрискладских машин?
Рождение Atlet
Основатель Atlet - Кнут Якобсон (Knut Jacobsson), специалист в области логистики, до создания своей фирмы работал в компании Volvo. Многие из его идей по оптимизации движения груза были воплощены на практике и принесли пользу компании. Со временем он перерос рамки инженера по логистике. Желая создавать новые машины для внутрискладской обработки груза, в 1958 году он основал свое предприятие в Гётеборге (Швеция). В 1960 оно получило имя Atlet.
Революционные новинки Atlet
1. В 1961 году была воплощена в металле первая из новаторских идей - штабелер со стоящим в кабине оператором. Якобсон совместил достоинства ричтрака (защищенный оператор, малые габариты) и штабелера с площадкой (невысокая цена и металлоемкость). Перенос места оператора внутрь корпуса штабелера уменьшил допустимую ширину межстеллажных проходов. Это увеличило полезную площадь склада на 15%.
2. Телескопические вилы. Позволяют ставить в глубину с каждой стороны стеллажа по 2 паллеты вместо одной (спаренные ряды стеллажей). Таким образом можно сократить количество межстеллажных проходов в 2 раза (то есть уменьшить площадь склада) при сохранении той же емкости.
3. Комплектовщик заказов с подъемом оператора. Эта машина стала родоначальником нового класса складской техники. С её помощью подбор заказов проводится непосредственно на месте хранения груза, а не только на полу.
5 характерных особенностей техники Atlet
• Модульная система. Для создания всего модельного ряда Atlet используются только шесть типов шасси и 3500 компонентов (у других производителей - десятки тысяч). Из ограниченного количества стандартных модулей, как «конструктор», собирается множество вариантов, точно соответствующих требованиям заказчиков. Использование стандартных компонентов означает, что каждый узел был тщательно, без спешки, разработан и протестирован. Машины, построенные по специальному заказу, имеют ту же степень надежности, что и выпускаемые крупными сериями. Также упрощается организация мобильного сервисного обслуживания.
• Эргономика. Идея Atlet: машина и человек - это одно целое. За счет лучшей эргономики можно достичь роста производительности даже при сходных с конкурентными машинами рабочих параметрах. Поэтому Atlet уделяет улучшению эргономики своих машин столько же внимания, сколько и повышению технических характеристик. Например, все кресла оператора оснащены мини - рулем на левом подлокотнике фото 1. Известно, что оператор штабелера или ричтрака совершает около 4000 движений в час. Руль на передней панели требует работы локтевого и плечевого суставов, а мини-руль на левом подлокотнике - только вращения кисти руки. Так что такая, казалось бы, мелочь может сильно повлиять на производительность во время 8-и часового рабочего дня.
• Интеллектуальное управление (с использованием технологии Can Bus - объединения бортового компьютера, контроллеров и датчиков в одну систему). Имеется на всех шести базовых платформах. Вождение такой техники будет простым даже во время сложного маневрирования. При сильном нажатии на рычаги команды выполняются быстро, при аккуратном - медленно и плавно. Характеристики машины устанавливаются в соответствии с квалификацией оператора. Можно выбрать одну из четырех индивидуальных настроек: «начинающий», «пользователь», «продвинутый пользователь» и «эксперт». Каждый оператор, начиная работу, вместо поворота ключа зажигания набирает свой персональный код. Бортовой компьютер проводит самодиагностику всех систем, устанавливает соответствующую настройку параметров, а во время работы следит за машиной и записывает всю операционную статистику.
• Бесшумные мачты. На всех мачтах Atlet ставятся амортизаторы. Поэтому секции мачты двигаются тихо, без характерного удара и лязга. Также на всех мачтах штабелеров и ричтраков Atlet установлена система быстрой смазки - требуется лишь добавлять при плановом техобслуживании масло в специальные отверстия - масленки. Для улучшения обзора вил все гидромагистрали и кабели проведены по левой, удаленной от водителя стойке. Крепление мачт к корпусу штабелёров на болтах, поэтому при необходимости замена проходит быстро и без проблем.
Модельный ряд Atlet
Вся внутрискладская техника Atlet, выпускаемая на заводе в Гётеборге, строится на
шести базовых платформах:
• P - сопровождаемые паллетные транспортеры и штабелеры на 4-х точечном шасси. Для безопасности оператора управляющая ручка - поводок размещена не по центру, а с правой стороны корпуса. Чем вызвано такое необычное решение? Дело в том, что при центральном положении ручки одна нога все время находится на пути транспортера (если тянуть его за собой). В случае резкой остановки оператора и запоздалого торможения произойдет наезд на ногу. К сожалению, такие случаи известны. Рукоять справа полностью удаляет оператора с траектории движения машины.
• PP - низкоуровневые комплектовщики. Могут поднимать оператора и комплектовочные контейнеры на высоту 2-го уровня.
• A - штабелеры со стоящим оператором.
• X - штабелеры с сидящим оператором.
У всех штабелеров Atlet есть опция, повышающая остаточную грузоподъёмность в 2 раза - это выдвижные боковые стабилизаторы. К примеру, если на высоте 6 м остаточная грузоподъемность без стабилизаторов 550 кг, то с ними - 1000 кг. Функция Straddle Lift (подъем опорных консолей) позволяет одновременно перевозить 2 паллеты - на поднятых вилах и на опорных консолях.
• U - ричтраки. Машины со стандартными мачтами поднимают груз на высоту до 11 м. По заказу возможна установка мачт с увеличенной высотой подъема и телескопических вил. Кроме классических выпускаются следующие модификации ричтраков:
- 4-х ходовые для работы с длинномерами;
- узкопроходные с 3-х сторонней обработкой груза;
- с зауженной базой и кабиной для набивных стеллажей.
Особенная гордость Atlet - наклонные мачты ричтраков. Отклонение мачты назад переносит груз ближе к центру тяжести ричтрака для лучшей устойчивости. Наклон вперед подводит спинку вил вплотную к паллете. Её центр тяжести будет совпадать с центром загрузки вил (600 мм). Этому не помешает даже выступающий в проход груз на нижнем ярусе, мешающий подъехать к стеллажу.
Мачты ричтраков Atlet служат дольше, чем у других производителей. Дело в особенном техническом решении Atlet. В процессе эксплуатации используются последовательно подшипники 4-х различных диаметров. По мере износа мачты (углубляется канавка в месте контакта с подшипником, появляется люфт) подшипники меняются на новые, большего диаметра. Эта операция проводится в условиях склада, без снятия мачты.
Электронная система активной безопасности S3 (Stability Support System) контролирует высоту подъема груза, скорость ричтрака и угол поворота. Если оператор на большой скорости начнет поднимать груз или резко маневрировать, система S3 скорректирует его опасные действия.
• OР - высотные комплектовщики заказов с подъемом оператора на рабочую высоту до 9,7 м.
У Atlet есть ещё одна особенность, редко встречающаяся в наше время. Все мачты и шасси производят только в Швеции, на заводе в Гётеборге. Поставка силовых элементов в сборе от других производителей здесь не практикуется. Вот почему Atlet так уверен в качестве своей техники.
По материалам тренинга, проведенного главой представительства компании Atlet AB в России Кириллом Осадчим для сотрудников компании «МаксиСклад» - официального дилера Atlet AB в России.