Сколько на самом деле способен поднять погрузчик?
Странный, казалось бы, вопрос. Какая указана номинальная грузоподъёмность, столько и поднимает. Да, но только в том случае, если центр тяжести «ноши» находится не дальше от спинки вил, чем стандартный центр загрузки. Иначе грузоподъёмность машины уменьшается 1а. Расхождение в 200 мм снижает грузоподъёмность на 10-15% уже на нулевой высоте.
Когда груз лежит на паллетах, подобной разницы не возникает. Ведь наиболее часто встречающийся центр загрузки 600 мм как раз и рассчитан на стандартные паллеты. Иное дело крупногабаритный, нестандартный груз. Зачастую именно с ним приходится работать «тяжеловесам». Величина центра загрузки у большинства 14-ти и 16-ти тонных погрузчиков составляет 600 или 900 мм, чаще
1.либо заведомо исключить возможность работы с грузом, все горизонтальные габариты которого превышают 1200 мм;
2.либо покупать более дорогой погрузчик с запасом грузоподъёмности «на всякий случай» (правда, большую часть времени этот запас будет балластом, за который заплачены дополнительные деньги).
Конструкторы НС спроектировали 14-ти и 16-ти тонные погрузчики с центром загрузки 1200 мм. Если хотя бы один из горизонтальных размеров груза не превышает 2400 мм, грузоподъёмность погрузчика соответствует номинальной.
Что получается? 16-ти тонный НС может поднять на 5 метров конструкцию массой 16 т с наименьшим горизонтальным габаритом 2400 мм. Из «900-миллиметровых» погрузчиков с такой задачей уверенно справится лишь 20-ти тонный. Для «600-миллиметровых» машин это вовсе непосильная задача. При этом стоимость 16-ти тонного НС не выше конкурентных аналогов.
Ответственность, лежащая на операторе крупнотоннажника, столь же велика, как и груз на вилах его погрузчика. И это не лирическое отступление. Достаточно представить массу груза, его стоимость и последствия того, что оператор «как-то чего-то не разглядел». Современные закрытые кабины с панорамным остеклением говорят о внимании, какое ведущие мировые производители (Kalmar, Komatsu, Toyota и др.) уделяют обзору. Точно такие же кабины ставятся на 14-ти и 16-ти тонные НС. Панорамное остекление и отопитель – стандарт для них, и это впервые в Китае! Лобовое и боковые стекла соединяются встык, без вертикальных стоек. От стоек отказались, потому что они ухудшают обзор. Площадь лобового стекла увеличена настолько, что его нижний край находится на уровне сиденья 3. Поэтому вся передняя полусфера просматривается так же хорошо, как и из открытой кабины.
1 рычаг – 2 функции
Подъём-спуск вил и наклон мачты управляются одним рычагом. Его форма и местоположение напоминают рычаг переключения передач на грузовых автомобилях. Движение рукояти вперед-назад обеспечивает наклон мачты, а влево-вправо – её подъём и спуск. Второй рычаг, находящийся дальше от водителя, служит для управления позиционером вил. Кстати, для этих погрузчиков позиционер – стандартный вариант.
Направление движения…
меняется легким нажатием на рычажок с левой стороны рулевой колонки. На тяжелых погрузчиках НС ставится гидродинамическая трансмиссия с электрическим управлением - этим и объясняется легкость переключения. Впрочем, такая схема стала уже общепринятой на современных крупнотоннажных погрузчиках. Количество передач - 3 для движения вперед и 3 для движения назад.
Силовая установка
14-ти и 16-ти тонные погрузчики НС оснащаются одним из двух 6-ти цилиндровых дизельных двигателей CUMMINS: 6BTA5.9 (5900 см3, 138 кВт/2300 об/мин) или QSB6.7 (6700 см3, 142 кВт/2300 об/мин). Примечательно то, что модель QSB6.7 по токсичности выхлопа соответствует нормам EURO IIIA / EPA II. Этот дизель сегодня используется на тяжелой технике производства компаний JCB, Terex, CVS Ferrari.
С двигателем QSB6.7 16-ти тонный погрузчик разгоняется до 27 км/ч без груза и до 22,5 км/ч с полной загрузкой. Благодаря тяговому усилию 130 кН (с полной загрузкой) он способен въехать на склон 25%!
Чтобы вовремя остановиться
Когда масса машины более 40 тонн (а именно столько весит 16-ти тонный НС с полной загрузкой), на тормоза смотрят особенно внимательно. Тормозные системы крупнотоннажников НС – рабочие тормоза и парковочный – действуют независимо друг от друга.
Рабочие тормоза многодисковые, «мокрого» типа. Для защиты от перегрева диски помещены в масляную ванну. Парковочный тормоз – дисковый. Включается рычагом, установленным возле водительского кресла.
Ещё один скоростной показатель
Скорость подъёма груза максимальной массы на 16-ти тонном погрузчике равна 330 мм/сек, а на 14-ти тонном ещё больше – 350 мм/сек. То есть на высоту 5000 мм 16 т могут быть подняты за 15,2 сек. Скорость подъёма вил без груза гораздо выше – 420 мм/сек у обоих погрузчиков.
Как добраться до двигателя
Новые крупнотоннажники НС своими плавными очертаниями линии кожуха за кабиной отличаются от привычных угловатых форм тяжелых погрузчиков. Так же, как и на европейских машинах, для доступа к двигателю и гидросистеме кабина НС откидывается вбок. Для её подъёма используется гидравлика. С правой стороны погрузчика в нише установлен ручной гидронасос. Так что занятия тяжелой атлетикой водителю НС не грозят. Для снижения вибраций кабина поставлена на амортизирующие подушки. С левой стороны эти подушки одновременно являются замками, которые фиксируют кабину в нижнем положении.
Крупнотоннажный погрузчик - это своего рода экзамен на зрелость для компании, производящей складскую технику. Ведь времени и средств на разработку, испытания и производство этих машин требуется гораздо больше, чем на выпуск малотоннажных погрузчиков. Просто механически увеличить маленький погрузчик нельзя. Крупнотоннажник – это совершенно другая техника с иными конструктивными решениями. Только компании с большим конструкторским, технологическим и финансовым потенциалом способны включать такие машины в производственную программу. Zhejiang Hangcha Engineering Machinery., Ltd вошла в этот «клуб тяжеловесов» в 2007 году. И в этом же году 16-ти тонные погрузчики НС приступили к работе в Великобритании и Перу.
*расстояние от спинки вил до центра тяжести груза