Что нужно знать, чтобы комната со стеллажами превратилась в работающий склад? Об этом рассказывается в статье, написанной по результатам интервью с Дмитрием Дяченко, директором по маркетингу компании МаксиСклад, и Валерием Пирожковым, начальником отдела складской логистики МаксиСклад.
Алло, у вас есть ричтрак?
Примерно с такого вопроса начинается разговор клиента с менеджером. Но любой склад – это масса нюансов. Поэтому хороший менеджер выясняет о складе клиента все. Вот вариант продолжения телефонной беседы.
- Ричтраки есть. Расскажите, пожалуйста, о вашем складе и об условиях работы на нем.
- Ричтрак должен работать по нескольку часов в день, обрабатывать в час по 10-15 паллет массой одну тонну и поднимать их на высоту до 5 м.
- А какова ширина прохода между стеллажами?
- 2 метра 35 сантиметров.
- Для обычного ричтрака это мало. Я предлагаю вам штабелер с кабиной для оператора. По своим характеристикам он подходит для ваших условий работы и стоит дешевле на 25%. А на разницу в стоимости вы можете приобрести электротележку - транспортировщик паллет. Она ускорит разгрузку фур и перемещение груза по складу.
Типичная ситуация. То, что изначально хотел клиент, ему не подошло. В том числе из-за узкого межстеллажного прохода. Менеджер подсказал отличный выход из проблемной ситуации. 10-20 см ширины межстеллажного прохода может показаться для клиента мелочью, но таких мелочей на любом участке склада хватает. А теперь подробнее об участках.
Погрузка-разгрузка, транспортировка
Возможные варианты разгрузки прибывающего на склад транспорта можно разделить на две группы: разгрузка с земли и разгрузка с заездом в кузов – если есть пандус или, как на всех современных складах класса А, разгрузочный док.
Погрузка/разгрузка с уровня земли
• Если грунт неровный, есть порожки, дистанция транспортировки значительная, то лучше применять вилочный погрузчик с противовесом.
• Если поверхность зоны разгрузки ровная и гладкая, то вполне можно обойтись напольной складской электроприводной техникой – штабелерами и ричтраками (штабелеры с выдвижной кареткой мачты).
Преимущества такого метода – паллеты сразу доставляются на стеллажи, без промежуточных операций. Важно учесть вот что: для опорных консолей штабелера под кузовом автомобиля должно быть достаточно места. Ричтраку, как и вилочному погрузчику с противовесом, такой простор не нужен – каретка мачты выдвигается вперед до линии передних колес. А вот недостаток такого способа разгрузки: кто-то должен двигать паллеты к краю кузова, где их можно взять на вилы.
Погрузка/разгрузка с заездом в кузов
Самый быстрый способ. Именно так работают все склады с интенсивным товарооборотом (в том числе склады классов А и В). Тяжелый ручной труд отсутствует, производительность не зависит от физических сил работников.
• Паллеты стоят на полу кузова в один ряд.
С ними справится электрическая тележка. Выбор модели зависит от дистанции транспортировки груза на складе и средней продолжительности работ. Для малых и средних дистанций подойдут компактные транспортировщики паллет (МаксиСклад рекомендует Atlet PLL - это самая компактная сопровождаемая электротележка - ее ширина всего 660 мм, а грузоподъемность - до 2 т!)
С увеличением дистанций и интенсивности перевозок требуется уже другая техника – это транспортировщики с откидной платформой или, для особо интенсивных работ на больших складских комплексах - транспортировщики с креслом для оператора. Их эргономика и характеристики позволяют оператору работать с высокой производительностью полный рабочий день.
• Паллеты стоят в кузове в два ряда. Чтобы штабелировать груз внутри кузова, нужны штабелеры. Высота кузова ограничена, так что подойдут только компактные сопровождаемые варианты со свободным подъемом вил, то есть вилы двигаются вверх-вниз без подъема секции мачты.
Интересная версия штабелеров – с возможностью подъема опорных консолей. Они могут перевозить две паллеты одновременно (на вилах и на опорах) и работать сразу на двух ярусах. А это сокращает время разгрузки почти в 2 раза! Однако и у этого эффективного метода есть недостаток: для постановки паллет на стеллаж могут потребоваться дополнительные перегрузочные операции.
А теперь о важных мелочах. Высота разгрузочного дока и высота днища грузовика, как правило, не совпадают. Поэтому автоматическая выравнивающая платформа, соединяющая кузов автомобиля и край разгрузочного дока, располагается под наклоном. И угол этого наклона не должен превышать 70. Иначе из-за низкого дорожного просвета можно застрять на краях платформы. Еще один шанс «сесть на мель» - если длина вил превышает 1150 мм.
Штабелирование
Для установки и снятия паллет со стеллажей используется два вида машин – штабелеры и ричтраки. Штабелеры бывают сопровождаемые, самоходные с откидной площадкой, с кабиной. Ричтраки всегда оснащены кабиной с креслом, отличаются от штабелеров выдвигающейся кареткой мачты, большей высотой подъема и более высокой производительностью. Выпускаются в различных исполнениях. Если еще учитывать варианты мачт, то можно получить десятки, если не сотни модификаций складской техники одинаковой грузоподъемности. Как правильно определиться, что же именно нужно?
Есть 4 важных параметра, с которых менеджеры МаксиСклад начинают подбор необходимой техники. Вот они:
1. Высота подъема груза 6 м (это решающий показатель).
2. Производительность одной машины 15-20 паллет в час.
3. Дистанция одной транспортировки 50-70 м.
4. Время работы 5-7 часов.
Если клиент говорит, что на его складе хотя бы один из этих важных показателей превышает указанное значение, ему необходим ричтрак. Если не превышает, можно рассматривать в качестве варианта штабелер.
Высота подъема меньше 6 м – подойдет штабелер
• Стеллажи в 4 яруса, высота не более 5 м, дистанция транспортировок не более 20 м. В этих условиях рекомендуются самые недорогие штабелеры - сопровождаемые поводковые.
• Стеллажи в 5 ярусов, высота не более 6 м, дистанция транспортировок до 60 м – необходим штабелер с кабиной.
Они обладают целым рядом достоинств по сравнению с другими видами. Дело вот в чем. На штабелере с кабиной оператор находится внутри габаритов корпуса, и он защищен со всех сторон. Во время поворотов ему нет нужды отступать в стороны и маневрировать, как это бывает при работе с сопровождаемыми поводковыми штабелерами. Это объясняет более высокую производительность штабелеров с кабиной. Кроме того, минимально допустимое Ast для этих супер-штабелеров (Ast – это ширина между крайними точками груза в проходе) меньше, чем у сопровождаемых. В итоге экономится до 15% складской площади. Еще важное преимущество штабелера с кабиной – цена. В среднем он на 25-30% дешевле ричтрака, но в ряде случаев способен его заменить.
Кстати, чтобы штабелер мог свободно подъехать и взять груз на верхних ярусах стеллажа, нижний ряд
паллет должен укладываться на балки на расстоянии примерно 20 см от пола. Это пространство необходимо для опор штабелера.
Высота подъема свыше 6 м – только ричтрак
Ни один другой вид складской техники не обеспечит такой производительности (до 30 паллет в час), как ричтраки. Их основная сфера применения – крупные склады с большим грузопотоком. Есть и варианты, когда ричтраки рекомендуются на складах с невысокой интенсивностью обработки груза. Один из них – если на складе установлены высокие стеллажи (повышение вместимости при небольшой площади). Другой вариант – нестандартный склад (крупногабаритные грузы или малая ширина проходов между стеллажами). Для этого МаксиСклад поставляет следующие нестандартные виды ричтраков «на все случаи складской жизни»:
• Высота подъема свыше 11 м
• Двигающиеся в 4-х направлениях (для обработки и складирования на высоту до 9 м длинномеров, мебели, окон).
• С трехсторонней обработкой груза (для узких проходов шириной от 1,6 м).
• С зауженной базой и кабиной (для набивных стеллажей)
• С телескопическими вилами.
Телескопические вилы дают выигрыш в полезной площади склада – можно ставить спаренные ряды стеллажей (с каждой стороны стеллажа по 2 паллеты вместо 1).
«Европейский или китайский?»
Стоимость складской техники, произведенной в Китае, в среднем на 1/3 ниже европейской (речь идет об известных китайских производителях, гарантирующих надежную работу своей техники). Естественно, появляется соблазн сэкономить. В каких случаях это можно сделать, а в каких – нельзя?
Современная китайская погрузочная техника – это, по сути, аналоги европейских моделей 10-20-летней давности. Если ваш склад обслуживает небольшое производство или магазин, парк техники – всего несколько единиц, и работает она только по мере необходимости, то вполне можно обойтись электрическими тележками, штабелерами и ричтраками от известных китайских брендов – HC и Xilin. Эти машины – идеальные кандидаты на роль «первого в жизни погрузчика», когда вы только-только начинаете работать со складом, набираетесь опыта и еще пока ограничены в финансах.
На современных крупных складах или логистических комплексах с напряженным ритмом работы может использоваться только современная европейская складская техника уровня Atlet. Если же у компании склад небольшой, но его посещают клиенты и он работает на имидж, то также рекомендуется приобретать европейскую технику.